Петли в авиа моделировании.
При постройки модели ненадежное крепление руля может привести к гибели всей модели. В этой статье я попытался из разных источников (книги, личное общение, форумы) собрать материал о возможных подвижных соединениях рулей.
Я расскажу о следующих способах соединения:
Классические петли | |
Крепление скотчем | |
Крепление с помощью пластичных материалов | |
Петли из ниток |
Классические петли собираются из тонкой проволоки (но такой что бы в ней можно было сделать канавки для того, чтобы ее можно было вклеить и она прочно держалась), жести. Вырежьте полоску жести шириной около сантиметра и оберните ее вокруг проволоки и подожмите в тисках:
Загните проволоку в виде буквы "П", а длины усиков должны быть таковы, что бы они полностью вставлялись в отверстие одной из детали руля (к которой они должны крепиться). Сделайте на усиках насечки (металл не клеится). Кромки жести обработайте так, что бы они напоминали пилу и просверлите отверстие (как показано на рисунки). Это делается для того, что бы петли можно было вклеить. Лично я зубцов не делал, а накернивал жесть, наверное поэтому они у меня и вывалились. В одной детали проделываются отверстия под усики, а в другой процарапываются прорези. Петли вклеиваются на эпоксидку. На счет прочности таких петель сказать ничего не могу (у меня они вывалились), но другие моделисты их успешно применяют. При использование этого метода поверхности сначала обтягиваются, а затем (в заранее подготовленные отверстия и прорези) вклеиваются петли. За счет этого получается более качественная обтяжка. К недостатку можно отнести, то что приходиться ждать когда застынет смола.
Крепление скотчем при всей видимости не самый худший вариант. Быстро сделать и неплохо держится. Кроме всего прочего отсутствуют щели между рулем и детали к которому он крепиться. Делается это соединение очень просто (полевой вариант).
Прислоняется руль высоты к стабилизатору (я расскажу на этом примере) и устанавливается в положение максимального отклонения вниз. Сверху руль высоты приклеивается полоской скотча к стабилизатору. Потом отклоняем его в верхнее крайнее положение и накладываем полоску скотча снизу. Все соединение готово. Только скотч лучше брать лавсановый.
Боле качественно соединением скотчем делается так:
На рисунке a) изображены стабилизатор и руль высоты. Стесываем (шкуркой на дощечке или рубанком) руль высоты под углом 45градусов как показано на рисунке b). Как бы отклоняя руль высоты кладем его на стабилизатор и наклеиваем вдоль соединения полоску скотча как показано на рисунке c). Возвращаем руль в нейтральное положение и наклеиваем сверху вдоль соединения полоску скотча.
Не последнее место занимает способ крепления посредством пластичных материалов. В торцах соединяемых плоскостей процарапываются прорези и в них закрепляется пластичный материал вместо жестяных петель. Вопрос что использовать в качестве пластичного материала. Г.Миль в своей книге рекомендует использовать материал от банок из под шампуней и других банок, другие используют полиуретан, третьи ленты (которыми скрепляют ящики). Пластичные вставки вклеиваются или закрепляются каким либо другим способом (к сожалению этой информацией я не располагаю). На сколько хороши такие соединения я ничего сказать не могу.
Неплохие петли получаются из ниток. Допустим стабилизатор и руль высоты выполнены из реек (контур склеенный из реек, а внутри рейки вклеены елочкой), тогда:
закруглите рейки, как показано на рисунке и обматывайте их нитками "восьмеркой". Начинайте это делать от центра к краям. Нитки наматывайте виток к витку. Ширина петли составляет около сантиметра. Дальше нитки пропитайте клеем "Момент". Если ваши рули цельные из бальзы, тогда возьмите два прямоугольника из фанеры толщиной 1 мм, длиной около 15 мм и шириной около 5 мм. Соедините их нитками (как было описано выше). В торцах плоскостей процарапайте щели, в которые вклейте соединенные между собой фанерные заготовки:
Удачи вам.